Каталог статей

ЖИЗНЬ МОНАШЕСКАЯ

О монашестве 07.12.2016 в 19:22 1272 просмотра комментариев
ЖИЗНЬ МОНАШЕСКАЯ
Да, прискорбно жить тебе, боголюбивая матушка Д., в обстановке, не сродной духу твоему, и твоя жалоба на одиночество меня не удивляет. Но в назидание должен сказать тебе, что человек бывает одинок только тогда, когда он никого не любит.
Любовь наподобие нити привязывает нас к любимому человеку и согревает сердце. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает, и он дарит свою любовь всем, как цветок свой запах. Такой человек не может чувствовать себя одиноким, потому что сердце его с теми, кого он любит. Он думает о них, заботится о них, радуется их радостью и страдает их страданиями. У такого человека нет времени на размышление о том, одинок он или нет и чтобы почувствовать свое одиночество. В любви человек забывает себя. Он живет с другими, он живет в других, он живет для других, и в этом его счастье.
А человек, который не любит других, чувствует вокруг себя пустоту, не проникнутую и не согретую лучами его сердца. Это передается и другим. Они чувствуют, что вокруг него пусто, холодно и жестко, поэтому отворачиваются от него и не ждут от него тепла. Это его еще больше ожесточает, и вот он сидит в полном одиночестве, отвергнутый и несчастный. В душе мрак, теснота, уныние, а иногда и отчаяние. Избави, Господи!
А это все от чего? Оттого, что себя человек любит больше, чем других, и любовь к самому себе, то есть самолюбие, поглощает любовь к ближним. За это благодать отходит от человека, и вот получается такое тяжелое состояние...
Надо переродиться. Надо будить людей своей любовью. Надо любить всех горячо, искренно, самоотверженно и этим призывать их к любви.
Любить - это великое счастье! Только признай это и начнутся вокруг тебя чудеса. Отдайся призыву своего сердца, отпусти свою
любовь на свободу, пусть лучи ее светят и греют во все стороны, и тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. Почему? Потому что твоя нелицемерная, непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будут незаметно вызывать в людях тоже доброту и любовь. И тогда ты испытаешь этот ответный, обратный поток любви не только как истинное, полное счастье, но и как незаслуженное земное блаженство.
На пути твоем встретится еще много огорчений, скорбей и искушений. Злая сила до самой смерти будет смущать и тревожить тебя, но ты не смущайся, не падай духом. Проси у Господа помощи; проси горячо, неотступно, с дерзновением, и Он непременно поможет тебе. Ведь ты посвятила Ему всю свою жизнь, отдала Ему сердце свое, ради Него презрела и оставила все земное, так неужели Он не помилует и не спасет тебя? Только возлюби ближних, как возлюбила Господа, и возрадуется сердце твое.
Если по немощи телесной ты не можешь выполнять полностью свое молитвенное правило и положенное число поклонов, то сми- рением, терпением и неосуждением, а также верным испол-нением обетов иноческих, восполняй пробел.
Монах, не исполняющий своих обетов, бывает поруганием монашества и соблазном для мирян на свою погибель. Исполняющий же обеты иноческие просветится как солнце в Царствии Небесном и получит награду, которая и на ум человеку не может прийти. «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9).
Постоянно благодари Бога за те дары, которые имеешь от Него, но не гордись. Благоразумный инок, если получит от Господа и дар прозрения или дар исцеления, не возомнит о себе и не вознесется в помыслах своих, потому что знает, что это не от его старания и усердия, а Христос это дал по Своей милости.
Не смущайся, что в своем описании о монашестве я обращался не лично к тебе, инокине, а к иноку. Ведь читать будут и другие. Тот, кто интересуется монашеской жизнью, но не знает даже са-мых начальных и основных понятий о монашестве, найдет здесь достаточно пищи для себя.
А ты, когда будешь читать обращение к «нему», а не к «ней», мысленно представляй, что это относится к понятию «человека». Значит, относится не только к мужам, но и ко всякому человеку. Так и инок, когда читает что-либо с обращением не к «нему», а к «ней», то он представляет, что обращение относится к его душе.
Вот все, что с Божией помощью я смог пояснить, удовлетворяя твою просьбу. Старался писать кратко, чтобы не утомить тебя. Другие книги помогут разобраться в этих вопросах более подробно. Прошу прощения и святых молитв.
С детской доверчивостью и с дерзновением веры в простоте сердца будем единодушно следовать за Христом по пути в Царство Небесное.
Мир тебе и Божие благословение.
Молитвенно с тобой пребывающий твой Д.О.+ схиигумен Савва. Псково-Печерский мо-настырь.