Каталог статей

СТЕПЕНИ МОЛИТВЫ

О монашестве 07.12.2016 в 19:24 1633 просмотра комментариев

Первая -- ТЕЛЕСНАЯ, проявляется более в читании, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет. Тут терпение и труд, это -- делательная молитва.
Вторая молитва - ВНИМАТЕЛЬНАЯ. Ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговорить без расхищения.
Третья - молитва ЧУВСТВА. От внимания согревается сердце и что там -- в мысли, то здесь становится чувством. Кто перешел к чувству, тот без слов молится.
Начинать надо с молитвы делательной, с нею должна быть и умная, а за ними придет и сердечная молитва.
Став на молитву, переходи от чувства к чувству. Когда молитвенное чувство дои- дет до непрерывности, тогда начнется молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас. Это - последняя степень молитвы постигаемой.
Но есть и непостигаемая умом или заходящая за пределы сознания молитва, называемая созерцательной.
Весь монашеский подвиг, которым инок при помощи Божией понуждает себя на любовь к Богу и ближнему, на кротость, смирение, терпение, послушание, на пост, бдение, слезы, поклоны и прочие утомления тела, на всеусердное совершение церковного и келейного правила, на умное, тайное упражнение в молитве, на плач и размышление о смерти весь такой подвиг, пока еще ум управляется человеческим самовластием и произволением, называется деянием, но не видением.
Когда же кто Божиею помощью и подвигом, а более всего глубочайшим смирением, очистит душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных, тогда благодать Божия возводит ум в духовное видение, открывая ему, по мере его очищения, неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны. Это есть истинное духовное видение или созерцательная, ЧИСТАЯ молитва.
К созерцательной молитве никто не должен стремиться самовольно. Переход от де-лательной молитвы к созерцательной зависит не от человеческих усилий, а от воли Божией, но все же большое значение имеют и усилия самого человека. Если делательная молитва твоя будет проходить правильно, т. е., если она будет проникнута горячею верою, молитвенною теплотою, искренним сокрушением, покаянными слезами и собранностью внимания, то по милости Божией тебе откроется путь к созерцательной молитве и опытным путем ты познаешь, в чем она заключается. Ты будешь испытывать такую радость и такое удовлетворение, что ничего больше не захочешь просить у Бога, а только будешь благодарить Его за то, что уже имеешь от Него.
Довольно для нас, странных и немощных, познать делательную умную молитву, при помощи которой прилоги вражий и злые помыслы прогоняются. Мы не осу-димся, если по немощи нашей не удостоимся зрительной молитвы, но дадим ответ Богу, если не будем принуждать себя к стяжанию непрестанной умной, умно-сердечной или, хотя бы, устной молитвы.
Мы непрестанно должны пребывать с именем Господа Иисуса Христа, да поглотит сердце Господа и Господь сердце и будут два во едино. Не смущайся безуспешностью. Наше дело трудиться и искать, а когда молитва утвердится, про то Один Господь знает. Не назначай сроков, а делай и проси, чтобы Дающий молитву молящемуся даровал ее и тебе.
Вот образ молитвы, угодный Господу Богу: приступив к Богу с трезвенным умом, с душою сокрушенною и потоками слез, не проси ничего житейского, а ищи будущего, о духовном умоляй. Не молись против тех, кто тебе в тягость, против врагов своих, и ни на кого не держи злопамятства; изгони из души все страсти, сокрушайся о грехах, держи в порядке свое внутреннее, изъявляй готовность на всякую уступчивость и на то,чтобы язык свой обращать лишь на добрые о других речи; не вплетайся ни в какое дело ни согласием, ни содействием, не имей ничего общего с общим врагом, диаволом, тогда ты будешь праведным и Господь услышит молитву твою.
До обеда твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», а после обеда (во второй половине дня): «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы спаси нас», или просто: «Пресвятая Богородице, спаси нас» или всю молитву «Богородице Дево, радуйся...».
Если в молитве бывает расхищение мысли, то надо смириться пред Богом и просить прощения, говоря: «Согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».
Полезно на молитве стоять во внутреннем внимании с закрытыми очами. Если же сон будет отягощать тебя, то смотреть надо на горящие свечи.
Когда ум и сердце соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой сияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.
О всем мы должны благодарить Господа и предать себя воле Божией. Должны представлять Ему все свои мысли, слова и деяния и стараться, чтобы все служило только к Его благоугождению и прославлению имени Его.
Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя, но желает скрыться где-либо, только бы не лишиться сего истинного блага - Бога.
Чтобы обрести в себе Бога, надо войти в самого себя, надо удалиться с пагубного пути похотей, корыстолюбия и вредных сообществ; войти и пребывать в сердце своем, ибо там Бог. Пока сердце пребывает в добре, до тех пор и Господь пребывает в нем и оно служит источником жизни, ибо тогда из него исходит все доброе. Но как только сердце начинает уклоняться от Бога и делать беззакония, так оно становится источником смерти, потому что тогда из него исходит все злое.
Сердце -- Божия обитель, поэтому надо охранять его молитвой, чтобы не вошло в него зло и чтобы Бог не удалился из него.