МОЛИТВА

О монашестве 10.12.2016 в 19:35 1846 просмотров комментариев


Существо молитвы есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится человек пред лицом Божиим и со страхом Бо-жиим и благоговением умом своим начинает изливать пред Ним свое сердце. Такой молитвой должна быть всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово и форму, а существо молитвы носит каждый сам в себе, в уме и сердце. Если молитва совершается без участия ума и сердца, то ее даже нельзя назвать молитвой.
Молитва бывает троякого рода. Постигает нас беда, болезнь, тяжкое горе, выхода нет, и тогда душа обращается с горячей молитвой к Богу. Или бывает неожиданная радость, откроется выход из безвыгодного положения, и сердце наше само собою загорается благодарною молитвою. Молитва вспыхивает непроизвольно и бывает искренней и горячей. Но вот проходит этот момент, и мы опять безразличны и равнодушны к молитве. Это один вид молитвы.
Есть другой вид молитвы -- постоянная молитва. Мы ежедневно читаем утренние и вечерние молитвы, выполняем свое молитвенное правило в келий, выслушиваем церковное правило за утренним и вечерним богослужением, и если делаем это неопусти-тельно, то считаем себя исправными, воздавшими Божие Богови, и потом опять отдаемся своим страстям: начинаем празднословить, осуждать, роптать, опять начинаем огорчать и распинать Господа.
Христианство требует единства и цельности веры и жизни, а у нас получается разъединение между жизнью и молитвой, поэтому у нас нет плода в духовной жизни, нет роста, нет успеха, остаемся мы духовными карликами. Надо стремиться к тому, чтобы в нашем сердце образовался молитвенный союз с Богом и чтобы оттуда, из сердца, исходила бы двигающая сила, которая направляла бы всю силу души жить с Духом Святым по заповедям Божиим.
Третий вид молитвы - внутрь-пребы-вание, то есть постоянное внутреннее молитвенное делание, имеющее целью напечатлеть в сердце неотходное памятование Господа Иисуса Христа.
Инокам при постриге даются четки для напоминания о непрестанной молитве Иисусовой и для облегчения счета молитв.
Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш-наго», бывает стражем внутренней жизни инока, его мыслей и чувств, и не допускает в душе его быть ничему нечистому, укрепляет его веру, любовь и надежду, об- легчает борьбу со злою силою, миром и плотию.
Эта молитва, по своей краткости, очень удобна тем, что ее можно читать и дома, и в храме, и в пути, и за работой, и сидя, и лежа, везде и всюду, при любых обстоятельствах.
К молитве Иисусовой надо приступать с благоговением и покаянным чувством. Совершать ее надо со вниманием и с великою простотою, не усиливаясь выжимать из своего сердца никаких особых чувств.
Молитва Иисусова бывает словесной, умной и сердечной или умно-сердечной.

СЛОВЕСНОЙ или устной молитва называется, когда произносится словами, устами. 
УМНОЙ она называется, когда с нею неразрывно соединяется внимание ума. 
СЕРДЕЧНОЙ - когда ум нисходит в сердце и там пребывает неисходно.

Начинать надо всегда с устной молитвы, которая при сокрушении сердечном и неспешном произношении сама собою переходит в умную, а умная в сердечную молитву. Постепенно она овладевает душою и вносит состояние мира, спокойствия, чистоты, тишины, порядка и радости, и постоянного внутреннего предстоя-ния пред Богом.
Господь всем христианам заповедал непрестанно молиться, а непрестанно молиться нельзя иначе, как только умною молитвою в сердце. Таким образом, умная молитва для всех христиан, и тем более для монашествующих, обязательна. Правда, она с трудом дается, но ведь доброе вообще все с трудом приобретается, тем более молитва - источник и опора всего доброго.
Как же практически стяжать умную молитву?
Надо изо дня в день приучить себя к частому повторению молитв. Слова молитвы надо так повторять, чтобы каждое слово было продумано и чтобы в сердце оно вызывало соответствующее чувство, и вот когда чувство привлечет внимание и сознание к сердцу, а страх Божий заставит благоговейно стоять пред Богом, тогда молитву можно назвать умной или умно-сердечной. Есть умная молитва при словесной внешней молитве и есть умная молитва сама по себе, без всякой внешней формы или положения телесного, но существо дела там и здесь одно и то же.
Средством к стяжанию умной молитвы служит уединение. Есть два рода уединения. Одно всецелое, когда уходят в пустыню; другое - частное, которое бывает по временам. У всякого человека бывает время, когда он остается один. Вот это-то время и надо употреблять на укрепление умной молитвы. В это время надо углубиться в себя, отбросить все заботы, встать умно в сердце пред Богом, ничему не внимая, кроме молитвы.
Надо научиться молитву совершать осмысленно и с чувством. Для этого надо назначить себе час вне молитвенного правила, взять молитвенник и читать, обдумывать положенные молитвы и доводить их до чувства. Чувства будут изменяться соответственно содержанию молитв. Этих чувств и молитв никогда не надо пресекать дальнейшим чтением, а, оставив чтение, надо давать им свободу излиться, пока совсем изольются, и чувство станет ровно с обычным молитвенным чувством.
Не надо спешить прочитывать положенное правило до конца, но надо все свое внимание обратить на возгревание святых чувств. Достоинство молитвы состоит не в количестве, а в качестве прочитанного.
Стоять умом в сердце надо так, чтобы иметь возгретым какое-либо чувство к Богу: страх Божий, любовь, упование, преданность, сокрушение болезненное.
Главным плодом молитвенного делания считается не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение о грехах.
От непрестанной молитвы инок приходит в нищету духовную, непрестанно просит Божией помощи, постепенно теряет надежду на свои силы, освобождается от лукавства надеждою на Бога, приобретает святую простоту. Наконец, он приходит в состояние младенчества: уничтожает любопытство, мнительность и подозрительность. От этого все люди начинают ему казаться добрыми, у него рожда- ется к ним любовь. Он весь пребывает в Боге: стяжает страх Господень, страхом входит в чистоту, чистотою - в Божественную любовь. Любовь Божия исполняет душу инока плодами, то есть дарованиями Духа Святого.
Если инок молится постоянно, настойчиво, терпеливо, без лености, не покидает, не малодушествует, когда молитва долго не поддается, то Господь, в свое время, дает ему благодатную, чистую молитву. Но для приобретения такой молитвы он должен понести великий труд и непрестанное старание, потому что постоянному пребыванию в молитве есть много греховных препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение помыслов, беспорядочность ума, нерадивость, нетерпение. За ними следуют скорби и болезни, которые тоже мешают душе приблизиться к Богу.
Когда мы встаем на молитву, лукавый дух напоминает нам о разных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом, а ты не поддавайся его козням и бей лукавого именем Иисусовым.
Если силой будешь заставлять себя так молиться, то враги сами по себе скоро отступят от тебя, потому что нечистые духи не хотят, чтобы молитвою ты получил венцы за борьбу с ними и, как огнем опаляемые ею, они отбегут от тебя.
В молитве не употребляй премудрых выражений и не многословь, беседуя с Богом, потому что многословие часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями. Непрестанно борись с парением мыслей своих и, когда ум рассеялся, собирай его к себе. Когда бываешь расхищаем мыслями, не скорби, но благодушествуй и непрестанно взывай ум ко вниманию. Всеми силами храни себя от чувственных мечтаний, потому, что от этого можно впасть в исступление ума. Во время молитвы не вспоминай даже о нужных и духовных вещах.
Понуждай себя к непрестанной молитве, но не ожидай успеха от своих усилий. У кого раскрывается сознание в чем заключается существо молитвы, тот пресекает вся- кое ожидание плода от одного своего усилия и все упование возлагает на Бога. Тогда-то и приходит благодать, в момент, ей одной ведомый, и прививает молитву к сердцу. Тогда все то же будет по внешнему виду, но не то же по внутренней силе. Только надо помнить, что всякая поспешность, нетерпеливость, забегание вперед, желание поскорее достигнуть последних результатов молитвы, не пройдя медленного и болезненного пути, обрекает делателя на полную безуспешность и бесплодие его труда, и даже является источником самообольщения, доводящим до повреждения ума.
Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, признающий себя недостойным высоких видений, молитва его отвергается Богом. Хотя бы мы проходили возвышенные подвиги, они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного чувства покаяния.