ПОКАЯНИЕ

О монашестве 08.12.2016 в 19:06 1500 просмотров комментариев

Господь наш Иисус Христос сказал: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 3). Что же есть покаяние?
Покаяние есть вторая благодать, возобновление крещения, завет с Богом об исправлении жизни, примирение с Господом через совершение добрых дел, добровольное терпение всего скорбного, очищение совести, дщерь надежды и отвержение отчаяния, уязвление души в глубоком чувстве, бесскорбное отвержение всякого утешения телесного, отвержение греха.
Грех это беззаконие, тьма, рабство, мерзость, дело диавола, начало смерти, поэтому тот, кто приносит истинное раскаяние в своих грехах, переходит из тьмы в свет, из рабства на свободу, делается из мерзостного чистым, переходит от смерти в жизнь, от диавола к Богу.
Грехи разлучают нас с Богом, но чрез истинное покаяние мы снова возвращаемся к Нему.
Истинное покаяние - - это исправление ума и сердца, искаженных грехом, основание святой и непорочной жизни.
Покаяние рождается в сердце от веры, страха Божия и внимания. В пробудившейся совести душа как в зеркале видит свое омрачение, свои грехи и пороки. Человек приходит в страх и трепет от сознания своей греховности и своего недостоинства. Он признает себя достойным самых больших скорбен, болезней и напастей. Он изменяет свой образ жизни: отбрасывает все, что мешает ему идти по пути спасения; обновляется духом; облекается в нового человека, созданного по образу и подобию Божию, начинает вести новую жизнь во Христе.
Иисус Христос, живя на земле, учил, что всякий человек, который удалился с пути добродетели и согрешил, получит прощение от Бога, если покается, исправится и возвратится на путь истины. Он установил таинство Покаяния такими словами: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (апостолов и священников)... Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21, 23). Когда Господь Бог Саваоф наложил проклятие на наших праотцев Адама и Еву за их ослушание и предал их смерти, тогда для восстановления блаженства райского правосудию Божию потребовалась искупительная жертва. Сын Божий, Иисус Христос, за беззаконие всех грешников удовлетворил Божескому правосудию бедностию при рождении, праведною жизнью, жестокими страданиями и мучительною смертию, то есть принес Себя в искупительную жертву и тем возвратил падшему человечеству блаженство вечное. Но заслуги Иисуса Христа и Его удовлетворение правосудию Божию спасительны только для тех, которые стоят на пути покаяния, то есть, которые сокрушаются сердцем и очищают его от грехов, которые с терпением несут свой жизненный крест. Вольные страдания Христос благоволил претерпеть для того, чтобы показать нам пример спасительной жизни, чтобы мы последовали стопам Его, ибо страдания ведут к высочайшему благу. Как Иисус Христос чрез страдания вошел в славу Свою, так чрез терпение страданий, искушений, болезней христиане входят в жизнь вечную. Каждый православный христианин за грехи свои непременно должен приносить искупительные жертвы, то есть плоды покаяния.
Какие же это жертвы? Какие плоды покаяния? А вот какие: насмешки, напраслины, клевету, болезни, скорби, всевозможные искушения и испытания, все трудное и тягостное в жизни мы должны принимать как от руки Божией и переносить все это не только спокойно и благодушно, но даже с радостью.
Например, очернили твое имя, - не уменьшай любви к клеветникам, не изменяй своего расположения к ним.
Помогал ты человеку: кормил, поил, одевал, обувал его, а он, вместо благодарности, восстал на тебя, - не огорчайся и не ропщи, а по-прежнему люби его. Ты помогал ему ради Бога, Господь и вознаградит тебя в свое время, а от человека не ожидай и не требуй ни внимания, ни благодарности.
Попал на скамью подсудимых за растрату, - не отягощай родственников и знакомых сбором денег, а понеси за свой грех позор и унижение тюремного заключения или исправительных работ.
Совершила блуд, - не пытайся грех свой скрыть деторастлением и не прилагай грех ко греху, а понеси позор от незаконнорожденного дитяти и плод своего чрева принеси в жертву Богу, то есть воспитай его так, чтобы он горел любовью к Богу и посвятил Ему всю свою жизнь.
Ведь одно сухое и, тем более, машинальное перечисление грехов на исповеди не сделает душу нашу непорочной, если мы не будем приносить плоды покаяния и не будем нудить себя к приобретению христианских добродетелей, особенно любви к Богу и к ближним.
Некоторые говорят: я и рад бы любить всех ближних, но где и за какие деньги, за какую цену можно купить эту любовь? Цена этой добродетели -- самоотвержение. Ни за какие сокровища мира не купишь ее у людей. А добродетелями Господь награждает тех, кто угождает Ему своею жизнию, кто живет для ближних, кто смиренно сознает себя хуже других; кто попирает свою гордость, тщеславие, самомнение; кто удерживает язык свой от злословия и празднословия; кто не боится бесчестия и делает перед людьми то, что нас «унижает», и при этом не чувствует никакой скорби.
Ты, может быть, в недоумении: о каком самоотвержении идет речь? Пускай перед твоим мысленным взором всегда стоит живой образ преподобного Серафима Саровского, тогда все недоумения твои разрешатся сами собой. Читай его житие и поучения и подражай ему. А сейчас скажу только кратко:
Все лучшее стремись отдать другим, За подвиг это вовсе не считая. И ничего не называй своим, Одни грехи своими признавая.
Если не имеешь к этому сердечного расположения, то силой воли принуждай себя. День ото дня тебе будет все легче и легче, и, наконец, Господь пошлет тебе такую любовь, что в служении ближним ты будешь находить духовное удовлетворение, свое счастье.
Не будь равнодушен и к их нравственным нуждам. Увидишь ближнего согрешающим, обличи его в легкой форме, в духе христианской любви. Скажи ему: «Сотвори любовь, не делай так», — и терпеливо разъясни, почему так нельзя делать, в чем кроется грех. А если он не захочет тебя слушать, тем хуже для него, твоя же совесть будет чиста. Не бойся, если он восстанет на тебя, если ты понесешь чрез него скорби. Бойся наиболее Бога, Который в Святом Евангелии повелевает нам так поступать:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его... Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух... Если же не послушает их, скажи церкви» (то есть отцу духовному) (Мф. 18, 15-17). Когда человек тонет в воде, то великий грех берет на душу тот, кто видит это и не пытается спасти его.
Не меньший грех мы берем на себя, когда видим тонущих в пучине страстей и не оказываем им посильную помощь, в чем можем, хотя бы в том, чтобы открыть им глаза на грех и привести их к покаянию. Там тело погибает, а здесь душа гибнет... Не взыщет ли с нас Господь за равнодушное молчание? Только надо помнить, что всякое дело требует осторожности, иначе вместо пользы можем принести вред. Резкий тон обличения принимает вид осуждения, поэтому если не можешь говорить спокойно, без повышения голоса, то лучше молчи, не берись за это: прежде над собой поработай.
На согрешающего смотри не только как на нарушителя закона, но прежде всего, как на болящего, нуждающегося в постороннем уходе. Завтра, может случится, он будет ухаживать за тобой...
Если в мягкой форме будешь обличать согрешающего, то есть напоминать ему о законе Божием, о правилах поведения и
приличия, то разумный больше прежнего возлюбит тебя, потому что поймет, что тобою руководит любовь и желание помочь спастись. А злой, самолюбивый и тщеславный человек может возненавидеть за обличение, сказанное даже в самой мягкой форме, даже тоном, в котором явно выражено сострадание и любовь. В таком случае надо только один раз сказать или даже намекнуть, чтобы увидеть, как он отнесется к этому, и когда убедишься, что слова твои останутся бесплодными или вызовут пожар, тогда отойди от зла и сотвори благо, то есть умолчи пред ним, а объяви духовному отцу (если большой грех).
Помогай отцу духовному воплощать в жизнь его слова, чтобы они не были «как об стену горох». Если духовный отец далеко, то вместе с другими благочестивыми братьями и сестрами попытайтесь вразумить согрешающего, если же и тогда не послушает, то оставьте его и молитесь за него усиленно, как за болящего.
Если желаешь подробнее ознакомиться с вопросом о покаянии, прочитай книгу «Плоды покаяния», а здесь еще напомню кратко только о том, как надо исповеды-вать грехи свои и к чему приводит истинное покаяние.
Каждый христианин, и тем более инок, должен исповедывать грехи свои на исповеди чистосердечно, без малейшего утаивания и оправдания себя. Надо всем своим существом прочувствовать и сказать или написать духовному отцу: «Отче, никто не виноват в моих грехах, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение, моя леность».
Человек не может совсем не грешить, пока душа живет в теле: если не делом грешит, то словом, если не словом, то помыслом. Поэтому в обязанность каждого христианина, особенно инока, вменяется не только работать над собой, чтобы искоренять свои страсти, но и чаще исповедывать соделанные грехи, чтобы по забывчивости своей не оставить на одежде души смрадные, черные пятна.
Вообще-то говоря, надо так настроить себя, чтобы лучше не грешить, чем, согрешив, исповедывать грехи. Какая бы ни была полная и искренняя исповедь, а на одежде души все еще будут заметны следы от пятен греховных. Окончательно исчезнут они только тогда, когда с радостью примем от Бога епитимию1 за грехи свои. Но кто из нас радуется скорбям и болезням? Единицы!
Итак, изо дня в день, из года в год грехи наслаиваются в душе, и от такого груза бывает тяжело не только самому иноку, но и отцу духовному.
Бесы, обычно, внушают послушнику или совсем не исповедывать согрешения свои, или исповедывать как бы от лица другого, или складывать вину своего греха на других. Я, дескать, выругался и наговорил много лишнего потому, что Павел вывел меня из себя.
Исповедь с самооправданием - мерзость пред Богом! Где сокрушение о грехах, где самоуничижение? Вместо них - осуждение! К прежним грехам приложили новый грех... Смешали кашу с разбитым стеклом, т.е. таинство покаяния с грехом осуждения, поэтому вместо выздоровления получили новые язвы и болезни душевные: омрачение и укор совести, тяжесть в душе.
Нет! Это не исповедь! Это извращение святого таинства. Надо отбросить ложный стыд и ложный страх и со всею прямотой и искренностью вывернуть душу наизнанку.
Чем резче и прямее будет твоя исповедь, тем скорее избавишься от страстей и придешь к бесстрастию, то есть к духовно-нравственному совершенству. Только тот преуспевает в духовной жизни, кто наиболее окаявает себя, смиряется, но не отчаивается, а исправляется. Поэтому, если даже ежедневно грешишь и падаешь, - не смущайся, не ужасайся, а скорее вставай (кайся) и мужественно борись со всеми искушениями, злыми своими привычками и дурными наклонностями. Следи за собой, чтобы ты не соблазнил кого и не передал другому свою греховную привычку. Если это случится, то Господь не примет твое покаяние в этом грехе, пока не исправится тот, которого ты соблазнил.
Хорошо уясни себе, что молитва, бдение, пост, умерщвление плоти, милостыня все это только внешняя сторона покаяния, как бы одежда его, а сущность, основа его, заключается в ненависти ко греху. Одно наружное покаяние без внутреннего не приносит пользы, не очищает душу. Чтобы покаяние приносило плоды, надо греху объявить настоящую войну и упорно сражаться с ним до крови, до полной победы над ним.
Кто не уяснил себе всей важности преобладания внутреннего покаяния над внешним, тот может или возвратиться на путь греха или впасть в обольщение.
Чтобы держать себя в страхе Божием и меньше согрешать, полезно представлять себе, что перед нами стоят Христос и отец духовный и видят все наши дела и даже помыслы. Тогда мы невольно будем отвращаться от всего, что им противно: излишества в пище и питии, во сне, одежде и домашней обстановке; лености, раздражительности, осуждения, празднословия и прочего.
Чтобы легче было побороть в себе порочные склонности и страсти и чтобы не иметь больше повода и причин ко греху, надо мужественно отбросить все соблазнительные предметы и прежние порядки. Надо назначить себе новые порядки и правила, согласуясь с правилами монастырскими и с послушанием. Если нет возможности избежать соблазнительных предметов или действий, то надо приготовить себя к искушениям, чтобы уменьшить силу и опасность их, и терпеливо ожидать конца искушений. Терпеливый даже чрез падение одерживает победу.
У подвизающихся иноков бывают падения в основном мысленные и чувственные, как-то: мыслью, яростью и похотью телесною, зрением и слухом, словом и вкусом, осязанием и обонянием. Даже самые великие мужи не могут избежать до конца этих повседневных грехов в слове, мысли, неведении, забвении, неволе, случае. Но все эти грехи прощаются вседневною благодатию Христовою, особенно если инок сам всем прощает и не осуждает других.
Если инок все внимание свое обращает только на свои грехи, а не на чужие, то он, как бы в награду, приобретает плач, то есть в сердце его рождается печаль по Богу. Он явственно ощущает присутствие Божие, у него является живое воспоминание о смерти, страх суда и осуждения. Все эти плоды покаяния почти всегда сопровождаются плачем и в свое время осеняются тонким святым духовным ощущением страха Божия и теплоты. Иногда теплота бывает очень обильна, тогда в сердце инока начинается Божественное действие, которое заставляет ум непрестанно повторять: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго; или сокращенно: Господи, помилуй. В сердце рождается благоговейный страх, в душе инок чувствует великое утешение, и тогда из очей его истекают сладостные слезы. Это и есть наивысший плод истинного покаяния — радостопечалие.
Иногда бывает и свет, с помощью которого инок созерцает внутри себя просвещение, которое озаряет его как солнце. И тогда ум восхищается в Божественное видение, и он видит страшные таинства: ви- т Небесные Силы, наслаждение праведныx, райские красоты и многое другое.
Радостопечалие подается, а не приобретается, и подается оно не только инокам, живущим в монастырях, но и инокам, которые вынуждены жить в море сем житейском, однако заботятся о своем спасении и живут не только благочестиво, но праведно.
Такое блаженное состояние Господь помает тем инокам, в уме и сердце кото-лх непрестанная молитва в покаянном