Каталог статей

ОБЕТ НЕСТЯЖАНИЯ

О монашестве 06.12.2016 в 15:10 8808 просмотров комментариев

Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботная и беспечальная жизнь по заповедям Божиим.
Обет нестяжания (обещание терпеть всякую скорбь и тесноту монашеского жития) основан на Священном Писании.
Господь Иисус Христос сказал благочестивому юноше (а с ним и всем подвижникам): «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). Это значит, что последователи Христа должны уподобиться Ему, не искавшему стяжаний до такой степени, что, когда вышел на проповедь, Он «не имел, где приклонить главу» (Мф. 8, 20).
В монашеском обете нестяжания основная цель -- борьба со страстью любостяжания или сребролюбия и вещелюбия для того, чтобы освободить ум от отягощающих его образов вещества и иметь возможность ум и сердце возносить к Богу в чистой и непа-рительной молитве. Давая обет нестяжания, инок обещает освободить душу свою от желания «иметь» и ограничить себя самыми необходимыми вещами, без которых жизнь была бы уже немыслима. Истинные подвижники в своем желании «не иметь» доходят до такой степени, что перестают щадить и самое тело свое. Только при этом условии возможна подлинно царственная жизнь духа.
Нестяжательный инок - владыка над миром. Миру неведомо и непонятно подлинное монашеское нестяжание. В мире сем существует такая алчная страсть «иметь», что у людей из-за суеты не остается свободного времени на молитву и на духовное созерцание Божественного бытия. Драгоценное время они тратят или на приобретение богатства, или на пустое развлечение.
Любостяжание, то есть сребролюбие, есть «корень всех зол» (1 Тим. 6, 10) и апостол Павел назвал эту страсть идолопоклонством (Кол. 3, 5). Любовь к стяжанию и погоня за материальными благами изгоняет из сердца любовь к Богу и к ближним.
Страсть к приобретениям часто заглушает голос совести и голос природы у родителей и детей, возбуждая ссору и вражду между ними. Ради золота, ради наживы они не щадят друг друга. Эта страсть порождает жестокость, ненависть, убийства, хищения, зависть, клевету, смущения, разлучения, вражду, злопамятство, войны.
Звук металла у сребролюбца заглушает голос Божий. Человек, постоянно мыслящий о своем богатстве и связанный заботами о нем, не может стремиться к Богу, ко спасению, ибо в Евангелии сказано, что нельзя работать одновременно Богу и маммоне, и ради тленного богатства сам себя лишает небесных нетленных сокровищ.
Итак, чтобы вырваться из плена низменных забот, чтобы очистить сердце и ум от всего вещественного и духу своему дать возможность наслаждаться богоподобною свободою, необходимо отречение от стяжания, от желания «иметь».
Нестяжательный инок молится чистым умом и радуется о своей нищете, ибо она соединяет его с Богом.