Каталог статей

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОНАШЕСТВА

О монашестве 10.12.2016 в 19:33 2156 просмотров комментариев

В Евангелии говорится, что жизнь каждого христианина должна быть нравственно-совершенной, но там говорится и о том, что кто может вместить, может избрать жизнь еще более совершенную. И говорится, как это сделать.
Вот, например, все должны помогать бедным, а если кто хочет быть более совершенным, тот должен все имение свое раздать бедным (Мф. 19, 21) и сам должен жизнь свою проводить в бедности. Также и кто честно живет в браке - это хорошо, спасительно, но выше и спасительнее, если кто девство сохранит в чистоте. Поэтому некоторые стали подражать Приснодеве Марии, святому Иоанну Предтече, апостолам Павлу, Иоанну Богослову, Иакову, и стали брать на себя подвиг девства и жизнь проводить в непрестанной молитве, в посте и воздержании.
Такие христиане-подвижники назывались аскетами. Они жили в горах, в лесах, в пустынях уединенно, то есть отдельно друг от друга. Их называли еще отшельниками и пустынниками.
В III веке таких подвижников становится все больше и больше, и в конце III, а, особенно, в начале IV века, подвижничество принимает более определенный характер. Многие из них стали жить под руководством преподобного Антония Великого1. С этого времени он основал так называемое отшельническое монашество. Это значит: несколько отшельников жили под руководством одного аввы, то есть отца духовного («авва» — евр. слово, знач. «отец»), но жили они все отдельно друг от друга, кто в хижинах, кто в пещерах (скитах). Каждый из них постился, молился, трудился, кто как мог, по благословению своего аввы. Особых правил, устава монашеского, тогда еще не было. Такие скиты, объединенные под властью одного аввы, назывались лаврою.
В середине IV века Господь повелел одному из подвижников, преподобному Па-хомию1, объединить отшельников в отдельные общины (монастыри) и составить для всех монахов единый устав. На острове реки Нил он устроил первый монастырь или киновию (так назывались тогда монастыри). Но желавших спасаться под руководством преподобного Пахомия оказалось так много, что один монастырь не мог вместить всех, поэтому он вынужден был основать еще несколько монастырей. Устроил даже один женский монастырь, где настоятельницей была его сестра. В этих монастырях каждый трудился по своей силе и способности на общую пользу, и все подчинялись единым правилам.
Так преподобный Пахомий основал общежительное монашество. Еще при жизни его число монахов возросло до семи тысяч, а сто лет спустя после него монахов было до пятидесяти тысяч человек. Так быстро распространялось монашество.
Иларион, ученик преподобного Антония Великого, перенес монашество на свою родину, в Палестину, а оттуда оно распространилось и по всей Сирии.
Святой Василий Великий основал монашество в Каппадокии и дал ему строгий устав. Для всех монахов он написал «Правила иноческой жизни».
Преподобный Савва Освященный (священноинок) в V веке устроил обитель недалеко от Иерусалима, в скале у потока Кедронского.
В Европе монашество было основано на Афонской горе и на Олимпийской горе. С Афонской горы монашество перешло и к нам в Россию.
Святой Афанасий Великий написал житие преподобного Антония Великого, а блаженный Иероним описал житие преподобного Павла Фивейского. Эти книги во многих, даже на Западе, возбудили желание к подвижнической жизни.
Святой Венедикт Нурсийский в VI веке основал монастырь Монте-Кассино и дал западному монашеству другое, более практическое направление. Он не требовал от своих учеников особых подвигов и лишений, как это делали на Востоке, а требовал от них только порядка, воздержания и трудолюбия.
Итак, за шесть столетий монашество распространилось и утвердилось с Божией помощью на Востоке и Западе -- в Европе.