Новости

Удивительная история священного пасхального стола

Удивительная история священного пасхального стола

Святость сего дня 10.12.2016 в 19:37 2074 просмотра 0 комментариев
Зайдя в Троице-Сергиеву Лавру, сейчас ещё можно успеть купить освящённый пасхальный кулич и крашеные в Чистый четверток яйца. Кто-то обратит внимание, что все яйца, продающиеся в обители Преподобного Сергия, – только красные. Это потому, что красятся они здесь в основном луковой шелухой, которая собирается для этого всю зиму. И в самом лаврском куличе нет никаких "новых" ингредиентов вроде улучшителей теста, разрыхлителей, всякой другой химии. Братия категорически против этого. Единственная уступка современности – это сделанная из взбитых яичных белков "шапка" кулича, украшенная цветной посыпкой и яркими буквами "ХВ", что значит: Христос Воскресе!

А вот творожную пасху, или, на церковнославянском, «млеко огустевшее», специально приготовленный творог с изюмом, сметаной, орехами, яйцами, в Лавре вобще не продают, её готовят только для себя. Дело в том, что не очень качественно сделать творожную пасху нельзя ни в коем случае, это ведь еда освящённая, священная. В Лавре делают её из своего хорошего творога, поставляемого с подворья, и на продажу его не хватает. 

Но почему же в Лавре такой консерватизм? Почему не используют покупной творог? Почему именно луковой шелухой красят яйца, старательно собирая её в мешки с осени? Ведь можно просто купить недорогой краситель. Почему строго соблюдают старинную рецептуру кулича? Ведь можно сделать дешевле и продать выгодней, используя разрыхлитель и сухие дрожжи. Почему – об этом и пойдёт сейчас речь. 

Кулич – одно из главных яств пасхального стола, важный христианский символ. Название "кулич" церковного происхождения, пришедшее в русский язык из греческого, в котором оно означает «крендель». Традицию освящать хлеб во время пасхальной литургии основали сами апостолы. В знак незримого присутствия среди них Спасителя они оставляли во время трапезы за столом в центре свободное место для Господа и клали перед ним хлеб (по гречески - "артос"). Артос символизирует воскресшего Христа. Его освящают на литургии в день Пасхи, а в Светлую субботу раздают по куску верующим. Кулич же, выпекаемый верующими на Пасху, – это домашний аналог церковного артоса. На Светлое Христово Воскресение освящение и употребление артоса, кулича – символа жертвы и искупления Христа – имеет особое значение, воплощая суть праздника: спасение и очищение человечества от греха через Христову жертву. В пасхальном куличе, в отличии от артоса, в изобилии присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич может простоять, не испортившись, все 40 дней от Пасхи до Вознесения. Он символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость и красота пасхального кулича выражают заботу Господа о нас, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам нашим, готовность услышать любую молитву, прийти на помощь каждому из нас.

Творожная же пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне, как и на куличе, должны быть буквы «ХВ», означающие, как говорилось выше, «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (деревянной формы, в которую выкладывают творог) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа. С другой стороны, форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания "Нового Иерусалима", города, в котором "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец" (Апок. 21, 22). Таким образом, творожная пасха - это символ пасхального веселья, сладости райской жизни.

Крашеные яйца - неизбежная принадлежность пасхального разговения. Обычай дарить в день Воскресения Христова крашеные яйца очень древен; некоторые историки относят начало этого обычая тоже к временам апостольским. В последовавшие затем века он распространился по всему христианскому миру. К XII в. яйцо обязательно при праздновании христианской Пасхи. Почему же именно яйцо так особенно вошло в христианство? Люди считали, что яйцо символизирует тайну жизни, его первооснову. Символика пасхального яйца - еще шире. Яйцо - одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из "неживого" яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения. Поэтому яйцо стало пасхальным символом. Обычай дарения именно крашеных яиц связывают с таким эпизодом: Мария Магдалина начала проповедь в Риме с того, что преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами: "Христос воскресе!". 

К празднику Пасхи красили куриные, реже - гусиные яйца. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Люди поздравляют друг друга с Воскресением Христовым, христосуются, обмениваются крашеными яйцами и дарят их как символ Пасхи. 

В Украине и у некоторых южных славян пасхальные яйца не просто красятся, как у россиян: они пишутся, т. е. разрисовываются. Отсюда и название - "писанки", не употребляемое в центральной России. Изображение и узоры, воспроизводимые на писанках, возникли еще в древности. Некоторые из этих изображений и узоров свойственны только той или иной местности, расшифровка их - дело нелегкое. Орнаменты и рисунки писанок так разнообразны, что заслуживали бы отдельного художественного обзора. В них отразились и художественный вкус народа, и его верование, и влияние первых веков христианства.

Раньше изготовление пасхального кулича, а также творожной пасхи и яиц, было одной из самых важных обязанностей хозяйки.

По народным представлениям, кулич был обязательным элементом пасхальной трапезы и для умерших. Его кусочки оставляли в пасхальную ночь на божнице или на столе под иконами для "родителей", относили в числе других пасхальных блюд на кладбище.

Обрядовое значение кулича было очень велико. Крестьяне старались сохранить и использовать каждый его кусочек. Повсеместно сохраняли верхушку кулича, наделявшуюся наибольшей магической силой. Обычно хозяйки пекли не один, а несколько куличей, каждый из которых предназначался для своей цели: один для себя, другой отдавали священнику, третий предназначался для скотины ("скотинная паска"), с четвертым ехали засевать ("засевальная паска").

Современные верующие православные христиане практически полностью избавились от языческих ассоциаций наших предков, и теперь для нас кулич, пасха, крашеные яйца, - это вкусные осязаемые, видимые символы нашего духовного спасения, нашей радости, нашего единения со Христом. Освящённые куличи ещё можно тем, кто не успел сделать это на Пасху, застать в обители Преподобного Сергия. Лавра поздравляет всех с праздником праздников! Друзья, братья, сёстры! Да сохранит вас всех Господь!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

По материалам сайта Троице-Сергиевой Лавры