Новости

Как помочь просителю силами одного прихода?

События 05.12.2016 в 01:21 821 просмотр 0 комментариев

В рамках дистанционного курса для церковных социальных работников 17 сентября в Синодальном отделе по благотворительности состоялся очередной вебинар. Его провела заведующая отделением социальной и молодежной работы миссионерского факультета ПСТГУ, несколько лет назад возглавлявшая службу «работы со случаем», Ирина Соловьева. С 2002 года  она работала секретарем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города. Темой вебинара стал вопрос о том, как силами прихода организовать помощь нуждающимся прихожанам и просителям.

Ирина Соловьева рассказала об устройстве служб «работы со случаем» и о правилах документооборота, которые могут значительно облегчить труд приходскому социальному работнику, работающему в этой сфере. По ее мнению, служба индивидуальной помощи или служба «работы со случаем», как ее еще называют,  - является самой простой из всех прихрамовых социальных служб и может быть открыта практически на любом приходе. Де-факто такие службы при многих храмах существуют уже давно. Еще до революции люди, попавшие в сложные жизненные ситуации, обращались Церковь, где для этих целей существовали даже специальные благотворительные кассы, которые давали нуждающимся безвозмездные кредиты. Особенно такая практика была распространена в Сибири и отдаленных районах Российской империи.

В Европе, откуда социальное служение пришло в нашу страну как система, работа с индивидуальными просителями сложилась еще раньше, напомнила Ирина Соловьева. Уже к концу XVIII века в Германии появляются первые негосударственные службы помощи нуждающимся. В середине XIX века в немецком городе Эльберфельд такое попечение складывается в систему, когда специальный сотрудник должен был сперва изучить проблемы просителя, а уже потом предложить ему возможные выходы из ситуации. Главными  принципами Эльберфельдской системы, которая легла в основу всех последующих практик, стали: ограниченный период времени, в который просителю оказывалась помощь, и ограниченный ее объем. Другим важным элементом Эльберфельдской системы стал систематический контроль расходования денег.

Похожие  механизмы к середине XIX века сложились и в немецких христианских организациях. На более поздних этапах индивидуальная храмовая помощь в Европе стала концентрироваться на тех случаях, которые не предусмотрены государственной системой социального обеспечения. И сегодня прибегать к исключительно церковной помощи, считает Ирина Соловьева, стоит в первую очередь тогда, когда все резервы государственной помощи уже исчерпаны.

В большинстве случаев, это значит и то, что церковный социальный работник должен стать посредником между просителем и социальной сетью: государственными, церковными службами, благотворительными НКО, с которыми он обязан поддерживать рабочий контакт. Имеет смысл и специализация церковных благотворительных подразделений: в каком-то храме помогают бездомным, в другом - наркозависимым, в третьем - многодетным.  Если наладить подобную межхрамовую сеть сотрудничества  – это может в значительной мере способствовать повышению качества приходской «работы со случаем», убеждена Ирина Соловьева.

Напомним, что бесплатный курс дистанционного обучения рассчитан на социальных работников храмов, а также всех, кто занимается социальной деятельностью на приходах по благословению настоятелей. В отличие от обычных вебинаров (видео-лекций), которые традиционно транслируются на сайте отдела, нынешний курс подразумевает не только обратную связь, но и краткосрочные стажировки для слушателей в Москве. В данный момент официальная регистрация на курс уже закрыта. Курс бесплатного дистанционного образования для приходских социальных работников продлится с 13 сентября 2012 года по февраль 2013 года.  Запись всех вебинаров программы доступна в специальном разделе сайта Диакония.ру

 

 

.  



Дмитрий РЕБРОВ