Каталог файлов

Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания

Книги 06.12.2016 в 15:09 2087 просмотров комментариев 399 скачиваний
В библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне имеется рукопись, писанная на полуславянском наречии (подобно наречию Четий-Миней св. Димитрия Ростовского), церковно-славянскими буквами. Об этой рукописи сохранились следующие устные сведения. В двадцатых годах прошедшего столетия молодой послушник одного из российских монастырей (крестьянин Орловской губернии) перешел в Немецкий монастырь в Молдавии, славившийся тогда высокою духовною жизнью своих иноков и аскетическими сочинениями бывшего в нем игумена - знаменитого старца Паисия Величковского, скончавшегося в нем в 1794 году. Этот послушник, принявши на новом месте жительства монашеский постриг с именем Софрония, долго пребывал в монастыре, в коем застал многих учеников великого старца Паисия, и в том числе инока краснописца Платона, переписывающего еще при жизни старца Паисия его сочинения и переводы с греческого языка. Краснописец Платон, по расположению к иноку Софронию за искусное его пение на клиросе, подарил ему переписанную собственной рукою означенную рукопись и при этом высказал, что помещенные в ней 45 аскетических слов, проникнутых строго святоотеческим подвижническим духом, составлены старцем Паисием.

В 1836 году инок Софроний, оставив Молдавский Немецкий монастырь, поступил на жительство в Свято-Ильинский скит на Афоне, основанный старцем Паисием Величковским, во время его жительства на святой горе. В этом скиту инок Софроний скончался в 1867 году, на 72 году жизни, оставив в сей обители принесенную им означенную рукопись, о которой выше объясненное он сообщил многим братиям скита.
По содержанию мыслей, проникнутых строгим святоотеческим духом, по характеру изложения, отличающегося простотою и в высшей степени убедительностию, рукопись весьма напоминает известные в печати сочинения старца Паисия, ревнителя словом и делом внутренней духовной монашеской жизни, что и служит подтверждением достоверности означенных библиографических устных сообщений о ней. Но нельзя положительно утверждать: принадлежит ли рукопись к самостоятельным произведениям отца Паисия, или к переводным, или даже к простой выписке из святоотеческих писаний, ибо всем этим он занимался, и все это можно заметить в рукописи, которую, в переводе на русском наречии, и издает Свято-Ильинский скит, для душевной пользы всех монашествующих, особенно ревнующих об уединенной аскетической жизни; а некоторые слова в ней весьма полезны и для светских лиц.

О заповедях Божиих и о святых добродетелях.

Предисловие
Слово 1. Краткое изложение мыслей, располагающих к покаянию.
Слово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления.
Слово 3. Умилительное поучение, отсекающее всякое превозношение и гордость человеческую и обращающее душу во источники слез.
Слово 4.О благодати Божией.
Слово 5. О чувствах душевных и телесных, о добродетелях и какая добродетель от какой рождается. О больших и начальных добродетелях. Если кто эти добродетели исполнит, тому и прочие все подчинятся.
Слово 6. О вере.
Слово 7. О любви.
Слово 8. О посте.
Слово 9. О воздержании.
Слово 10. О бдении.
Слово 11. О молитве Иисусовой.
Слово 12.О смирении и смиренномудрии.
Слово 13. О безмолвии и молчании.
Слово 14. О нестяжательности.
Слово 15. О рассуждении.
Слово 16. О страстях и пагубных пороках и о том, какие от каких рождаются.
Слово 17. О телесных страстях. Отчего они происходят и чем побеждаются.
Слово 18. О том, чтобы со вниманием пребывать всегда.
Слово 19. Сокращенная речь о всех душевных и телесных страстях.
Слово 20. О бесстрастии.
Слово 21. О чистоте сердечной и душевной.
Слово 22. О помрачении ума, то есть нерассудительности.
Слово 23. О трезвости ума, то есть внимательности.
Слово 24. О молитве Иисусовой, которая скоро вселяет благодать и удобно спасает душу.
Слово 25. О том, чтобы никогда ни о чем не заботиться.
Слово 26. О непрестанной молитве.
Слово 27. Четыре связующие добродетели.
Слово 28. О том, чтобы заботиться о внутреннем, в излишние же попечения не вдаваться, но непрестанно молиться Богу.
Слово 29. Вопрос: чем сохраняется трезвость ума, отчего происходит сонливость и холодность нашей мысли, угашающая святую теплоту в душе и усердие к Богу?
Слово 30. О сне. Как должно бороться со сном желающим хорошо потрудиться ради Бога в уединенной жизни.
Слово 31. О том, чтобы молиться с великим вниманием во псалмах и молитвословиях.
Слово 32. О смущении и страхованиях бесовских.
Слово 33. О том, чтобы терпеть напраслину и всякое укорение и досаждение.
Слово 34. О том, чтобы терпеть скорби.
Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти.
Слово 36. О различных скорбях и тяготах от бесов.
Слово 37. О страховании.
Слово 38. О том, чего особенно боятся бесы.
Слово 39. Краткие избранные святоотеческие слова о необходимейших предметах.
Слово 40. Что такое - инок?
Слово 41. О том, что полезно бежать от миpa.
Слово 42. О том, что есть от Бога внушение или вражий прилог.
Слово 43. О несомненной вере.
Слово 44. Увещание.
Слово 45. Заключение.