Историческая справка, население прихода

Историческая справка по архивным материалам

Село ВЯЛИЦЫ

В XVIII в. на речке Вялке (Вялне) в Лихвинском уезде (с 1719 г. Калужской провинции Московской губернии, с 1776 г. Калужской губернии в составе Калужского наместничества, с 1796 г. самостоятельной Калужской губернии) располагались два населённых пункта с одноимённым названием – деревня Вялицы и сельцо Вялицы.

Как указано в описаниях и алфавитах к Атласу Калужского наместничества за 1782 г., деревня с уточняющей приставкой «Верхние» Вялицы была довольно крупным поселением, раскинувшемся по обе стороны речки Вялки, в ней в 53-х дворах проживали засечные сторожа Тульской оружейной канцелярии со своими семьями, всего 190 мужчин и 181 женщина, общее количество земли 493 десятин 1264 саженей. Основным их занятием, как указано, было жжение угля на Тульский оружейный завод. Сельцо Вялицы (Нижние), также располагавшееся «по обе стороны речки Вялки, на которой пруд», вместе с пустошьми (названия не указаны, земли всего 376 д. 400 саж.) было в бесспорном владении помещицы Акулины Алексеевны Ртищевой. В нём находился господский дом с дворней и в 15-ти дворах проживали крепостные крестьяне этой помещицы, 50 лиц мужского пола и 49 - женского пола. Именно в этом населённом пункте в 1803 г. старанием Акулины Алексеевны был построен храм во имя Рождества Христова. С этого же времени был изменён не только статус населённого пункта, но и его название: сельцо Нижние Вялицы стало называться селом Новорождественым .[Основание: Описания и алфавиты к Атласу Калужского наместничества. 4.1. Кн.5. СПб. 1782. С.21].

Строительство храма

В архивном фонде Калужской духовной консистории дела о строительстве храма не имеется, фонд Лихвинского духовного правления в 1950-е годы из Госархива Калужской области был передан в Госархив Тульской области. Несмотря на это сохранилось некоторая информация об обстоятельствах постройки храма в с. Вялицах благодаря опубликованным в Калужских епархиальных ведомостях (КЕВ) в конце XIX в. историко-статистическим материалам. Как следует из документа Святейшего Синода от 29 марта 1786 г., на который ссылается составитель Вялицкой церковной летописи, «в 1774 г. епископу Крутицкому Самуилу было подано «от помещицы майорши Акулины Алексеевой Ртищевой да засецких сторожей деревни Вышних Вялиц» прошение о разрешении Ртищевой построить в ея владении деревне Нижних Вялицах каменную церковь Рождества Христова с приделами Знаменья Пр. Богородицы и Св. Николая Чудотворца. Основание для просьбы заключалось в том, что деревни Нижние и Вышние Вялицы между собою в смежности, а от приходской церкви села Ржавца (деревянная во имя Св. Троицы) находились в 7 верстах. Документ Лихвинского духовного правления, на который ссылается составитель летописи, уточняет: «деревни Вялицы от села Ржавца отделяют Степанов вершок, речка Вялка с великою вершиною и верх Звениха, кои верхи состоят с перелесками и с немалыми привершками и лощинами. Ржавские священноцерковнослужители согласны на выделение означенных деревень от их прихода, а помещица Ртищева изъявила готовность сверх земельного надела отпускать на церковные потребы по 30 руб. в год». Однако за переводом епископа Самуила на Ростовскую кафедру дело осталось без движения, и 15 сентября 1785 г. Ртищева вновь обратилась с тем же прошением. Дело о строительстве церкви в Вялицах рассматривалось в Крутицкой консистории и Московской синодальной конторе. Ртищевой было разрешено строительство при условии, что она выделит в пользу церкви необходимое количество земли. Священнослужителей в новую церковь предполагалось перевести из с. Ржавцы, где было два причта.

[Основание: Калужские епархиальные ведомости. 1895, № 2, ч.неоф].

Население

В церковной летописи упоминается, что своё согласие на перевод в Вялицкую церковь дали  Ржавской церкви священник Фёдор Васильев, дьячёк Данило Яковлев и пономарь Василий Андреев. Однако пока не удалось уточнить, произошло ли это на самом деле.

В Госархиве Калужской области имеется всего лишь несколько исповедных ведомостей церкви с. Вялицы (Новорождествено): за 1817, 1823, 1825, 1851 гг.; ревизские сказки священнослужителей за 1815 и 1833 гг. и клировые ведомости с 1864г. по 1915 г. Указанные документы содержат некоторые биографические сведения о священноцерковнослужителях Рождественского храма, а также сведения о составе и состоянии прихода. Так, например, из исповедной ведомости церкви с.Вялицы за 1817 г. узнаём, что приход состоял из с. Новорождествено, в котором в это время проживала вдова коллежская ассесорша Глафира Петровна Палтова (1771г.р.), её дети Клавдия Николаевна (1788 г.р.), Варвара Николаевна (1790 г.р.), Илья Николаевич (1795 г.р.), последний не был на исповеди за отлучкой 2. В одном дворе с помещиками записаны их многочисленные дворовые люди: 40 мужчин и 50 женщин. Кроме них в селе проживали также крепостные крестьяне тех же помещиков: в 17-ти дворах 49 м. и 56 ж. Деревня Вышние Вялицы, в которой проживали засецкие казенные сторожа 50 дворов, 193 м., 215 ж. Деревня Гордикова, в которой также проживали засецкие казенные сторожа на 79-дворах, 314-мужчин, 360- женщин, Деревня Кудинова с экономическими крестьянами 17 дв., 55 м., 69 ж. Всего в приходе вместе с семьями причта значится 96 дворов, 369 мужчин, 429 женщин. [Основание: Ф-33. Оп.1. Д.2973].

В исповедной ведомости за 1825 г. в с.Новорождествено записаны вдова коллежская ассесорша Глафира Петровна Палтова(1771 г.р.), её дети Клавдия, Варвара, Илья, жена Ильи София Дмитриевна (1808 г.р.) и их дети Николай (1824 г.р.) и Марья (1825 г.р.).

Всего в приходе 99 дворов, 430 м., 489 ж. Основание: [Ф-33. Оп.1. Д.4735. Л.254] Известно, что в 1864 в с. Вялицы также проживал надворный советник Илья Николаев Палтов (1 помещичий двор, 6 м., 3 ж., вероятно, семья самого помещика), но в 1872 г. значатся только дворовые (21 м. и 27 ж.) и крестьяне-собственники, которых после отмены крепостного права называют также временно обязанными (17 дв., 74 м. и 86 ж.).

В 1892 г. в селе было 32 дв., 80 м. и 105 ж., в 1915 г.-39 дв., 134 м. и 129 ж. В д. Вялицы в 1864 г. население (государственные крестьяне) составляло 73 дв., 280 м. и 277 ж. (в 1892 г. - 95 дв., 350 м., 304 ж.; в 1915 - 128 дв., 457 м., 468 ж.).

В д. Гордиковой, отстоящей от с. Вялицы в 5-ти верстах, проживали государственные крестьяне в 1864 г. 19 дв., 89 м., 100 ж. (в 1892 г. - 32 дв., 120м., 140 ж.; в 1915 г. - 44 дв., 137 м., 164 ж.).

В д. Кудиновой отстоящей от с. Вялицы в 3-х верстах, проживали государственные крестьяне в 1864 г. - 20 дв., 84 м., 90 ж. (в 1892 г. - 31 дв., 123м., 132 ж.; в 1915 г. - 39 дв., 125 м., 135 ж.).

Всего в приходе было жителей

годы

дворов

мужчин

женщин

1864 г.

134

569

601

1867 г.

148

592

632

1868 г.

152

607

621

1892 г.

205

688

706

1915 г.

250

853

896

 

 

Следует отметить, что новое название села «Новорождествено» хотя и являлось официальным, как это свидетельствует список населенных мест Калужской губернии за 1859 г., но среди местных жителей оно так и не прижилось. В церковных документах чаще употребляется старое название села «Вялицы», изредка «Новорождествено, Вялицы тож». В справочнике значатся в 1-м стане Лихвинского уезда, по левую сторону Калужского почтового тракта: Вялицы, деревня казённая при рч. Вялке, 274 м. и 291 ж.; Новорожествено (Вялицы) село владельческое при рч. Вялке, 71 м. и 69 ж., церковь православная. [Основание: Список населенных мест Калужской губернии по сведениям 1859 г. СПб., 1863. С.65.]

По официальным сведениям за 1903 г. в Тарасьевской волости Лихвинского уезда в д. Вялицы проживало 439 м. и 483 ж., а в с. Вялицы -127 м. и 126 ж., здесь же указаны школа земская и церковноприходская. [Основание:  Список  населенных  мест  Калужской губернии за 1903 г. Калуга 1903,С45]. Как видно из статистики, оба населённых пункта за столетний период выросли почти в 2,5 раза.

Клировые ведомости, имеющиеся в наличии начиная с 1862 г. (с большими пробелами в годах), дополняют наши знания по истории храма.

Итак, как нам уже известно, церковь в Вялицах была построена в 1803 г. (в ведомости за 1892 г. указан 1805 год постройки, вероятно, ошибочно) тщанием помещицы Акулины Алексеевны Ртищевой, каменная с такой же колокольней (состояние построек и в 1915 г. указано как крепкое), с каменной оградой. В 1859 г. трапеза была распростронена «усердием крестьян деревень Вялицы и Гордиково на сумму 1714 р., взысканную ими с г-на Александровича за потраву их лугов, с отнесением остатка оной на покупку колокола в 70 пудов». Особо отведено кладбище, обнесено канавой и оградой. Дома у священнослужителей собственные деревянные на церковной земле. Престола в церкви два: в настоящей холодной во имя Рождества Христова, в приделе тёплом во имя Знамения Пресвятой Богородицы иконы Курской Божией Матери.

Земли при церкви значилось усадебной 3 десятины, пашенной 33 д., под строением, огородами,  1 3/4 д., под выгоном 1 % д., под церковью и оградой 13 саж. в широту и 25 саж. в длину. Сенокосной земли нет, т.к. 2 мая 1830г. при возобновлении межевых признаков по указу КДК наследник храмостроительницы г-н Палтов к нарезке лугов землемера не допустил вследствие обмена 8 д. пахотной земли на более удобную («почему имеющиеся планы на церковную землю с натурой не согласны»). Всего же у церкви было 36 десятин. В ведомости 1892 г. указана также дарственная земля под чернолесьем 4 д. (2 д. в пользу церкви, 2 д. в пользу причта. Общее количество земли в этом году 42 д. 2247кв. саж. (по грунту песчаная), неудобной 3 дес. 1338 кв. саж. Усадебной вместе с погостом 3 д. 600 кв. саж., пахотной 33 д., под мелкой зарослью 2 д., 2 д. безвозмездно уступлено Калужским крестьянским поземельным банком в собствнность церкви для причта. Землю священнослужители отдавали крестьянам, ежегодно получая от них третью часть урожая хлеба. В 1892 г. у церкви имелся билет 3 % на сумму 100 р., пожертвованный надворным советником И. Вялкинским.

Во все времена церковь являлась однокомплектной (одноприходной), по штату в ведомости за 1862 г. она значится в 6-м классе, а в ведомости за 1872 г. - в 5-м классе. По количеству прихожан в церкви полагалось быть одному священнику, одному дьячку и одному пономарю. Им было положено жалование: священнику 108 р. в год, дьячку - 36 р., пономарю - 24 р. Содержание их считалось очень недостаточным. Вероятно, в связи с этим с 1874 г. по новому высочайше утверждённому расписанию (штату) церковь была приписана к главной Троицкой церкви с. Бряньково, находившейся в двух верстах. Для Вялицкой церкви был утверждён новый штат: настоятель и исполняющий должность псаломщика. Позднее церкви была возвращена самостоятельность. В 1915 г. в штате мы вновь видим священника, дьячка и пономаря. Их жалование составляло всего 150 р. в год (священник получал 90 р., дьячёк 36 р., пономарь 24 р.).

21 ноября 1872 г. с. Вялицы посетил настоятель Лихвинского Добропокровского монастыря Архимандрит Иосиф, слово сказанное им при освящении «обновлённой и украшенной церкви» опубликовано в прибавлениях к №18 КЕВ. В клировой ведомости за 1874 г. указано, что церковь утварью была очень достаточна, но в этом году были похищены лучшие напрестольные вещи: два ковчега сребропозлащенные, сосуд с принадлежностями и два креста, с двух евангелий сняты сребропозлащенные украшения. Как свидетельствуют документы, как прихожане, так и члены причта, особенно священники Илья Петрович Попов и Алексей Михайлович Попов, проявляли постоянную заботу о благоустройстве храма. Посетивший 23 июля 1912 г. Преосвященный нашел приход в чистоте и должной опрятности. В 1915 г. при церкви значится церковная сторожка. В церковной библиотеке к этому времени было 208 книг. В приходе церкви находились школы: в д. Вялицы земская (в 1915 г. в ней занимались 60 мальчиков и 32 девочки). Учительницы Е. Попова и Наталия Штукарева, всеми силами содействуют произведению того заведения, в котором служат, дети за богослужением читают и поют, в д. Гордиковой одноклассная министерская (в 1915 г. 60 мальчиков и 20 девочек). Законоучитель в ней о. Алексей Попов, с 1909 г. в д. Кудиновой существовала церковно-приходская школа, которая помещалась в специально устроенном здании, на её содержание отпускалось от церкви 3 р. 70 к., от Лихвинского епархиального отделения 390 р. на жалование учителям, заведующим и законоучителем был священник Алексей Попов, учительницей Клавдия Михайловна Смирнова (имела свидетельство на учительское звание), в 1915 в ней обучалось 20 мальчиков и 10 девочек. [Основание: Ф-33.2.2200. л.90-91об.; Ф-33. Оп.З.Д.540.Л.37-38; Ф-33. Оп.З. Д.706.Л.ЗЗ-38; Ф-33. Оп.З.Д.831.Л.26-33; Ф-33. Оп.З.Д.881.Л.29-32; Ф-33. Оп.З. Д.992. Л.62-65об.; Ф-33. Оп.З. Д. 1053. Л. 87-90; Ф-ЗЗ.Оп.7.Д.З.Л.394-396].